Среди электронных компонентов на плате практически всегда имеется дроссель, он же — катушка индуктивности. Зачем он нужен и как он работает? В этой статье я измерю индуктивность различных катушек и расскажу как работает дроссель.
Дроссель (далее катушка индуктивности) это пассивный электронный компонент, который позволяет накапливать энергию в виде магнитного поля. Катушка индуктивности состоит из сердечника и обмотки. Не стоит путать катушку и трансформатор, так как они отличаются по строению и выполняют различные функции.
На самом деле практически любой проводник может быть рассмотрен как катушка индуктивности, но зачастую индуктивность прочих элементов бесконечно мала, поэтому не учитывается.
Дроссель чаще всего выполняется в виде катушки с определенным числом витков медного провода вокруг цилиндрического или тороидального сердечника. Вот несколько дросселей, которые я выпаял из различных устройств:
Вот одно из основных свойств катушки индуктивности:
Постоянный ток практически беспрепятственно протекает по катушке индуктивности, в то время, как переменный ток через него протекать не может.
Это свойство позволяет использовать дроссели в качестве цепях фильтров в импульсных источниках питания, не пропуская высокочастотные импульсы в бытовую сеть. Всё дело в реактивном сопротивлении, которое и оказывает значительное влияние на переменный ток. Это происходит из за того, что ток в полупериоде, отстает от напряжения. Если же подать на дроссель постоянное напряжение, то оно пройдет через катушку, но не сразу, что позволит использовать плавное включение нужного устройства, «сгладив» резкий импульс. Дроссель будет некоторое время запасать электроэнергию в виде магнитного поля.
Способность дросселя накапливать энергию называют индуктивностью. Единица энергии, которую может запасти дроссель называется равна 1 Генри. Для того, чтобы измерить индуктивность катушки или дросселя необходимо иметь специальный прибор — RLC Метр. Многие современные мультиметры также умеют измерять индуктивность, но не мой. Я использую отдельный бескорпусной прибор, про который я уже рассказывал ранее в следующей статье:
Измерю им несколько дросселей, имеющихся у меня в наличии.
Данный элемент обладает очень маленькой индуктивностью, всего 0.03 мГ (мили Генри)
Катушка цилиндрической формы, обладает индуктивностью 3.05 мГ.
Тут я измерил индуктивность катушки от реле из этой статьи. Как мы видим, реле обладает большей индуктивностью, аж 2577 мГ.
Постарался объяснить все простыми словами, но надеюсь ваши комментарии помогут мне дополнить и расширить эту статью. Не стесняйтесь, пишите и критикуйте, буду рад любой обратной связи от читателя.